Методическая копилка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

Дидактические игры по формированию у детей представлений о цвете предмета у младших дошкольников
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии сенсорных представлений умений дошкольников Сформированность представлений о сенсорных эталонах цвета у детей 2-3 лет развивается и закрепляется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития у ребёнка младшего дошкольного возраста умения находить и называть предметы определенного цвета, соотносить цвета с образцом.
«Назови цвет предмета»
Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета;
Материал: игрушки разных цветов, муляжи фруктов и овощей
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе игрушки и фрукты. Затем предлагает ребенку выбрать понравившуюся ему игрушку, предлагает определить цвет игрушки, овощей и т.п.

Игры по развитию речи
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
 
"Подбор прилагательных"
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
 
"Что бывает?"
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Книга должна войти в жизнь ребёнка в первые годы его жизни. Если ребёнок знакомится с книгой до школы, в школьные годы его не придётся заставлять читать необходимые по программе произведения.

Книга становится посредником между двумя поколениями. Современные родители уделяют своим детям слишком мало времени. Чтение детям на ночь станет прекрасной семейной традицией. В непринуждённой неформальной обстановке можно намного лучше узнать друг друга. Даже выходные, проведённые вместе, не смогут сблизить настолько, насколько сближают 40 минут общения перед сном. Вполне вероятно, что субботу и воскресенье ребёнок захочет провести с друзьями, в компании сверстников.

Приятно и полезно

Чтение перед сном намного эффективнее в плане усвоения информации. К ночи человеческий организм расслабляется. Его не отвлекают посторонние мысли. В состоянии между сном и бодрствованием мозг способен принять и усвоить любую информацию без малейших усилий со своей стороны. Утром человек без труда сможет воспроизвести материал, полученный незадолго до засыпания.

К 2-3 годам ребёнок уже имеет достаточный словарный запас для понимания несложных текстов. К этому возрасту он уже обладает пониманиями таких категорий, как доброй и зло, справедливость и несправедливость, следовательно, умеет различать положительных и отрицательных персонажей.

Знакомство детей с литературой нужно начинать с русских народных сказок. Сюжет должен быть несложным и однозначным, то есть, необходимо чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Лучше всего подходят традиционные для этого возраста русские народные сказки «Курочка-ряба», «Колобок» и другие.

Разминка

Комплекс упражнений 

(разные движения пальцев рук)

 

Ручки на столе лежат,

И пока что крепко спят.

А теперь одна проснулась,

И тихонько потянулась.

(ладонь остается прижатой к столу, а пальцы правой руки приподнимаются)

 

Это правая рука, улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая проснулась,

Тоже сладко потянулась.

(левая ладонь лежит на столе, а пальцы – приподнимаются)

 

Большой пальчик подними

И тихонько постучи.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается снова звук.

(поднимаются по очереди одноименные пальцы на обеих руках и стучат)

 

Мы по очереди всеми

Будем пальцами стучать

И конечно отдыхать.

 

А теперь мы будем киски

Эй, не подходите близко –

Поцарапаем немножко –

Не ребята мы, а кошки!

(пальцы обеих рук вместе, а потом по очереди «царапает» стол)

 

К нам на стол забрался слон,

Начал громко топать он.

(постучать кулачками по столу)

И лошадки прибежали,

И копытцами стучали.

(постучать кончиками пальцев по столу)

 

Осторожны и легки

Приползали паучки.

(медленно перебирать пальцами по поверхности стола)

 

А лягушки проскакали,

И в болотце убежали

(отталкиваться пальцами от стола, приподнимая кисти)

 

Мимо змейки проползали

С добрым утром им сказали

(ладони расположить «на ребро», подушечки пальцев сводить в щепоть и разводить)

 

Тихо, по земле шурша,

Ползет змейка, не спеша.

(расположить ладони «на ребро», совершать волнообразные движения)

 

Солнышко пригревало –

Червячки уползали.

(«солнышко» - пальцы рук разжать, «уползали» - подушечками пальцев двигать руки к себе)

 

Солнышко убежало –

Червячки выползали.

(«солнышко убежало» - пальцы в кулак, «червячки выползали» - подушечками пальцев двигать от себя)

 

Светят солнышка лучи –

Они очень горячи.

А как тучка набежала –

Видно солнышка не стало.

(ладони обеих рук прижаты к столу, а пальцы разводим и сводим)

 

Раз купили мы арбуз –

Он хороший был на вкус!

(соединить кончики пальцев, образуя шар)

 

А еще купили дыню –

Сразу съели половину!

(соединить кончики пальцев, образуя овал)

 

С утра пальчики старались –

В своем доме убирались.

(движение пальцами – «подметаем»)

 

По веселой, по дорожке

Быстро побегут две ножки.

(перебор одноименными пальцами)

 

А теперь все те же ножки

Проскакали по дорожке.

(одноименные пальцы отталкиваются от стола)

Пальчиковые игры

Котята.

У кошечки нашей

Есть десять котят,

Сейчас все котята

По парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

 

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

Покачивают руками, не разъединяя их.

Постукивают соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

 

Пять утят.

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук – «мама утка», стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – «утята», выполняют волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству «утят» (постепенно пальцы загибаются).

Десять лягушат.

Все десять лягушат

Нырнули дружно в пруд.

Все десять лягушат

Плывут, плывут, плывут.

Один из них заснул,

Другой на дно нырнул.

Так сколько лягушат

На берегу сидят?

Вот восемь …

Вот шесть…

Четыре лягушонка…

И вот два лягушонка…

Пальцы растопырены. Выполняются волнообразные движения руками. Загибают палец на одной руке, на другой. То же самое выполняется восьмью, шестью и т. д. пальцами. Каждый раз на руках последовательно загибаются по одному пальцу.

Лесенка.

Мы по лесенке шагали,

И ступенечки считали,

А на горочку взошли,

Ничего там не нашли.

Вниз по лесенке шагали,

И немножечко устали,

Ищем, ищем, где кровать,

Захотелось полежать.

Кончик указательного пальца правой руки сомкнут с кончиком большого пальца левой руки, а кончик указательного пальца левой руки сомкнут с кончиком большого пальца правой руки.

Два нижних пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы, вновь встречаются над ними. Затем размыкается вторая пара пальцев, теперь оказавшихся снизу. Движения повторяются, при этом руки поднимаются вверх. Затем – вниз. Ладони смыкаются друг с другом, кладутся под щёку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Вы знаете, какие вопросы задают родителям, которые привели своих детей в детский сад? Умеет ли ваш ребенок самостоятельно кушать, ходить на горшок и одеваться? Если первые два вопроса, как правило, не представляют собой проблем, то вот с третьим зачастую возникают сложности. Чаще всего мы предпочитаем одевать малыша самостоятельно, чтобы затрачивать как можно меньше времени. Естественно, зачем ждать лишние 20 минут, пока он натянет футболку, колготки, носки, а потом еще и со шнурками будет возиться полчаса . А часы то тикают, надо на работу успеть. В итоге каждое утро либо оборачивается нервотрепкой, либо мама судорожно начинает помогать крохе, а потом вовсе закрывает на все глаза и берет все в свои руки. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, насколько удобна одежда вашего ребенка? Безусловно, хочется, чтобы малыш выглядел лучше всех, но в погоне за привлекательностью вы забываете о главном: вы взрослый человек и вам не составляет труда застегнуть пуговицы на рубашке, влезть в тесные брюки и колготки, завязать шнуровку на кофте. А детям это может быть проблематично. В выходные понаблюдайте, как он одевается. Что доставляет ему больше всего хлопот? Смело заменяйте пуговицы молнией, а шнурки застежкой-липучкой. Чуть позже когда у крохи будет все получаться, можно постепенно вводить вызывавшие затруднения элементы. Покажите, на что надо обращать внимание. К примеру, как отличить лицевую сторону от изнаночной. Начинайте с одной- двух вещей и объясните весь процесс в мелочах. Кстати, хорошо для усвоения новых движений помогают детские стишки- из литературы или придуманные самостоятельно. Причем, талантом поэта обладать вовсе не обязательно - главное, чтобы хорошо запоминалось.      Любой ребенок тянется за взрослым. Позволяйте сыну одевать одежду папы, а дочке одежду мамы. Пускай малыш старательно застегивают пуговички, чтобы услышать похвалу: «Какой (какая) ты умничка. Еще чуть- чуть и она тебе будет впору». И поиграть поиграли и по- тренировались заодно.Нельзя учить ребенка в спешке или когда кто-то отвлекает. Излишняя нервозность обстановки доставит только проблем вам и малышу. Помните , что на любую проблему можно посмотреть с другой стороны и найти выход. А пока малыш находится в «игровом» возрасте, обучать чему-то новому очень легко- главное желание.

Как известно, проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Дошкольная организация – это новый период в жизни ребенка, связанный с определенными переживаниями, изменением поведенческих реакций, его эмоционального состояния. Это процесс перестройки маленького организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Поэтому очень важно в период адаптации ребенка к детскому саду создавать благоприятные условия для комфортного пребывания его в дошкольной организации.

Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

Задачи: показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения; предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку; создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду; устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды; продумать алгоритм совместных действий с родителями; раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Информация

Новости

09.05.2023

День Победы, пожалуй, самый главный праздник в году. Всегда нужно помнить, что без прошлого не было

08.03.2023

Поздравляю с праздником весны! Пусть жизнь всегда будет наполнена ароматами цветущих цветов, плодами

04.11.2022

День единства создан верно,Чтобы вспомнил весь народ,Что дружить нам всем так важно,Мир стране весь

09.05.2022

Пусть День Победы подарит нам мир и улыбки. Желаю всем, чтобы их мирную жизнь не коснулась война,